Что такое социокультурная реабилитация инвалидов, что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Содержание
  1. Что такое социокультурная реабилитация инвалидов
  2. Формы и методы социокультурной реабилитации
  3. Педология
  4. Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году
  5. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
  6. Индивидуальная программа абилитации инвалида
  7. Комплексная реабилитация
  8. Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
  9. О финансировании программ абилитации
  10. Новый порядок установления инвалидности
  11. Последние изменения
  12. 17.Социокультурная реабилитация.
  13. 18.Профессиональная ориентация лиц с овз. Этапы профориентации.

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Важное значение в реабилитации детей-инвалидов имеет социокультурная реабилитации. Социокультурная реабилитация — один из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества. Главная задача — приобщение детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Возможность реализовать запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная задача социокультурной реабилитации инвалидов.

Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Наибольшее распространение получили следующие: арттерапия, изотерапия, библиотерапия, игротерапия (включая компьютерные игры).

В рамках социокультурной реабилитации широко используется проведение экскурсий, посещение музеев, театров, концертов. Особое место занимает проведение фестивалей, выставок прикладного искусства и художественного творчества инвалидов. Вовлечение специализированных культурных и досуговых детских учреждений необходимое условие социокультурной реабилитации детей-инвалидов.

Эффективность перечисленных мер социальной реабилитации определяется уровнем социализации ребенка, его способности адаптироваться и сотрудничать в обществе сверстников.

Знакомство с художественной культурой, освоение художественных ценностей через культурно-досуговые формы-концерты, экскурсии, спектакли способствуют расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащают жизненный опыт, развивают эмоционально-волевую сферу инвалида.

В интернате имеется небольшая библиотека, которая оборудована дополнительными компьютерами. Здесь собран материал по ознакомлению детей с художественной литературой, ежемесячно проводятся тематические выставки, посвещенные праздникам и ярким событиям в детском доме. Несмотря на то, что читающих детей немного, дети с удовольствием рассматривают журналы, рисуют сюжеты из знакомых произведений, осваивают компьютерные игры.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями является приобщение к духовным ценностям, воспитание нравственно-этических норм и правил. В детском доме молельная комната в честь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радостей». Создание молельной комнаты выступает помощником в духовно-нравственном воспитании личности, воспитывает и формирует положительные качества, необходимые для духовно-нравственного развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Сказка один из основных жанров фольклора, используемый в социо-культурной реабилитации детей — инвалидов. Варианты со сказкой очень разнообразны: использование фрагментов сказок в проведении праздников, конкурсов, тетрализованных представлений, выставках рисунков и др. способствуют развитию речи, формирует поведенческие позиции, необходимые для социализации, воспитывает дружбу, коллективизм.

Самым распространенным видом деятельности дете-инвалидов является занятие арттерапией. Для арттерапии не нужны художественные способности, главное, чтобы ребенок, через рисуонк смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания. Опыт работы педагогов дома-интерната показывает, что изобразительная деятельность не возникает и не развивается без специальных занятий. Не все работы выполняются по замыслу, основной состав детей рисунки перерисовывает по образцу или по трафарету.

В целях популяризации успехов и достижений детей в интернате проводятся выставки работ, проводятся конкурсы на «Лучший рисунок», устраиваются тематические вытсавки: «Зимние узоры», «Птицы-наши друзья» и др.

В социально-культурной реабилитации одной из форм коррекционного средства является танец. В детском доме обучение танцам проходит в форме кружковой работы. Занятия проводятся по облегченной программе, костюмы шьются в швейной мастерской.

В процессе обучения танцам у детей преодолевается явление гиподинамии, развивается опорно-двигательный аппарат, повышается интеллектуальный и эстетический уровень. Танцы активно используются на всех проводимых мероприятиях: дискотеки, вечера, конкурсы, игры, праздники и др.

Музыкотерапия помогает в психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции ребенка-инвалида, развивает его творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус. работа по данному виду деятельности проводится как в форме учебных занятий, так и в форме внеклассно-досуговой деятельности.

В плане работы интерната значительное место отведено развитию положительного отношения к народной музыке, к традициям чувашского народа. На факультативных занятиях проводятся специальные занятия по обучению игре на народных инструментах. В репертуаре фольклорной группы исполнение народных песен с элементами танцевальных движений, музыкальные игры-состязания.

В ходе проведения музыкальных занятий, индивидуальной работы выявляются дети, которые проявляют повышенный интерес к игре на музыкальных инструментах.

Формы и методы социокультурной реабилитации

Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по разным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их деятельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как: работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;

  • · работа с семьей инвалида;
  • · работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления, отдыха инвалида;
  • · наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.

В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:

  • 1. личность самого инвалида в ее многообразии;
  • 2. отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
  • 3. культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.

Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые формы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, досуга.

Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инвалида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Культурно-досуговые технологии обладают характерными психолого-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются механизмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях отличается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.

Предназначение досуговых технологий — помочь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» — равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.

Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния инвалида. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитационной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между инвалидами и здоровыми людьми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре. Возникает почва, на которой базируется тяга инвалидов к сегрегационному обособлению в замкнутую социальную группу.

Как известно, сегрегация — это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желания здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с инвалидами — в детском саду, школе, быту; во-вторых, многолетнего курса государственных органов на создание сети замкнутых производственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на инвалидную аудиторию; в-третьих, стремление самих инвалидов с одинаковым типом нарушений замкнуться в изолированную область.

Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Игры нельзя делить механически на «инвалидные» и обычные для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и человек получает новые дополнительные стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций, делает досуг более разнообразным.

В деятельности реабилитационных учреждений могут успешно применяться методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других программ, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампаний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельности инвалидов.

В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с ограниченными возможностями, способствует социализации их досуга.

Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реабилитации инвалидов является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

В целом можно выделить следующие основные направления социокультурной реабилитации инвалидов:

  • · просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
  • · досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
  • · коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:
  • · коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;
  • · коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
  • · коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
  • · познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использовании знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
  • · эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

Педология

Автор: Евстигнеева Александра Владимировна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБУ ТЦСО «Восточное Измайлово»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой самореализации.
Дата публикации: 09.09.2018
Раздел: дополнительное образование

Евстигнеева Александра Владимировна психолог отделения социальной

реабилитации инвалидов,филиала Гольяново ГБУ ТЦСО Восточное

Социокультурная реабилитация инвалидов как ресурс для творческой

Арт-терапия, объединение искусства и психотерапии- это экспериментальный

процесс, который использует искусство в качестве основного способа

общения и основан на убеждении, что творческий процесс исцеляет. Терапия

искусством может помочь взрослым и детям, индивидуально или группах

выразить себя, исследовать и понять чувства, мысли или проблемы, чтобы

справиться с трудностями и достигнуть определённых целей.

• изучать и развивать арт- терапевтические методы и методологию

• разрабатывать и осуществлять различные социокультурные, связанные с

искусством терапевтические, художественные мероприятия и мастер-классы,

предназначенные для детей и взрослых с различными возможностями

физического и психического здоровья,с целью развития творческого

мышления и помощи в реабилитации.

• проводить мероприятия в художественных музеях для лиц с ограничениями

• оказывать консультационную методологическую помощь специалистам и

оказывать реабилитационное лечение людям с различными физическими и

умственными способностями путем осуществления арт-терапии.

Социальная реабилитация инвалидов,включающая в себя комплекс мер

,направленных на адаптацию и социализацию людей с инвалидностью

проходит более эффективно при проведении арт терапевтических методик и

относится к комплексу адаптивных мер.

По мнению Копытина В.А. « Используемые в ходе реализации арт-

терапевтической программы организационные процедуры и формы работы

способствуют фокусировке внимания специалиста на решении задач,

соответствующих каждому из ее этапов и, в конечном итоге, повышают ее

Также по мнению Ваньшина С.Н. « Как ни ценны отдельные специальные

занятия для отдельных групп инвалидов или созданные специально для них

музейные выставки,гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную

экспозицию,предоставив возможность познавать ее вместе с другими»

Что такое социокультурная реабилитация для людей с инвалидностью?

Это прежде всего способ адаптации,компенсация утраченных возможностей

и коммуникации с более широким кругом людей.

В социокультурную реабилитацию входит много направлений

деятельности,мероприятий и обучающих тренингов.

На примере изучения иностранных языков можно отметить,что у людей

перенесших заболевания,влияющие на память ,она улучшается,появляется

уверенность и стремление к общению.

Также организация мероприятий ,направленных на сплочение группы,

активизирует людей, вызывая реакцию на положительный стимул .Занятие-

экскурсия или усилия-поощрение .

Отдельным блоком можно выделить занятия арт терапией,направленные на

развитие двигательной моторики, получению новых знаний,навыков,что

способствует устройству на работу.

Сюда входит декоративно-прикладное

искусство,музыкотерапия,библиотерапия,изучение предметов искусства

,лекции и многое другое.

Кроме межведомственного взаимодействия,проведение мониторинга по

выявлению талантов, людей способных обучить или обучаться,также имеет

важное значение,так как позволяет разработать новые направления

Эмоционально-волевая сфера людей с инвалидностью развивается с

помощью творчества,многочисленные труды по работе с посттравматическим

стрессом подтверждают наличие положительной динамики по снижению

стресса ,с помощью терапии изобразительным искусство.

Основная сила арт-терапии в трехстороннем процессе между человеком,

ищущим терапию, терапевтом и искусством . Созданная работа не должна

быть эстетически приятной, а участнику не нужно иметь предшествующий

опыт в искусстве. Сила арт-терапии заключается в том, что индивидуальная

терапия может привести к продуктивным результатам

Искусство предоставляет мощные и эффективные средства самовыражения

для людей всех возрастов и способностей. Каждый может использовать

потенциал, предлагаемый творческим процессом, для его здоровья и

благополучия. Любой человек из групп для отдельных лиц в семьи может

использовать искусство как терапию.

Преимущества арт-терапии могут быть довольно широкими, это может

помочь людям с их социальными навыками, улучшить психические,

эмоциональные и даже физические состояния (например уменьшить стресс).

Арт терапия обеспечивает доступ к коммуникации, решению проблем и

Посетители могут просматривать произведения искусства, которые могут

облегчить чувство изоляции от общества, выразить свои чувства, повысить

самооценку, уверенность и творческую направленность людей,а также

способствовать интеллектуальному стимулированию ,

Сотрудничество между музеями и арт-терапевтами служит катализатором

исцеления и трансформации с использованием коллективных ресурсов .

Социокультурная реабилитация в отделении социальной реабилитации

инвалидов филиала «Гольяново»

Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных

и поведенческих расстройств основаны на использовании разных форм

творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств

( живопись, лепка, коллаж, фотография и т. д.), музыкотерапию

,библиотерапию,языковые курсы, сказкотерапия, использование

На примере изучения иностранных языков (итальянского и французского)

можно отметить,что у слушателей ,происходят улучшения концентрации

памяти ,коммуникативных способностей,вовлечение в групповой процесс

работы,а также появляется уверенность в себе.

На базе отделения проводятся мастер-классы по лепке, плетению из газетной

бумаги, рисованию, валянию,изготовлению украшений из кожи и меха,для

улучшения мелкой моторики рук, памяти ,концентрации и развития

Важным элементом адаптации является межведомственное взаимодействие с

музейными комплексами,организация посещений мероприятий и

возможность интеграции в творческую среду людей с инвалидностью.

Предметы искусства вызывают отреагирование чувств , способствуют

снижению психо-эмоционального напряжения и улучшают мотивацию к

Занятия проходят в небольших группах ,в помещениях оборудованных

специально для того или иного занятия. В занятии можно выделить

невербальную фазу самовыражение и вербальную,когда участники

обсуждают формы работы и свои чувства.

Для эффективности социокультурной реабилитации необходимо постоянно

проводить беседы с целью выявления запросов и расширения творческих

Творческая самореализация и арт-терапевтические мастерские эффективны

для реабилитации людей с инвалидностью , позволяя развить воображение,

коммуникацию ,возможность работы с различными группами.

Методики арт-терапии можно использовать в групповой работе ,

индивидуальном консультировании ,используя различные инструменты и

Арт-терапия способствует социализации ,используется как инструмент

диагностики, коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений,

анализа групповой динамики и адаптации.

Социокультурная реабилитация является важной частью реабилитационного

процесса,позволяя взаимодействовать с чувствами ,посредством творческого

1.Валеева Н.Ш. «Социальная реабилитация» -2018-инфра м

Сетракова, Д. Творческая реабилитация 2014-наша жизнь

3.Копытин А.И Арт-терапия детей и подростков 2016-с 3-литрес

4.Ягнюк К.В. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и

техники. Учебное пособие 2014-литрес

5.Якупов А.Н. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере

искусства (история,современное состояние , перспективы)-2015-научная

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа реабилитации — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Новый порядок установления инвалидности

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом станет реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставят 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

17.Социокультурная реабилитация.

Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют проживающих интерната и по возможности организовать их реализацию.

Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала проживающего. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Основные виды социокультурной реабилитации.

Массовые культурно-развлекательные мероприятия – театральные постановки, музыкальные концерты, танцевально-музыкальные вечера.

Массовые культурно-просветительские мероприятия – информационные беседы, литературные вечера, просмотр кинофильмов по различным тематикам.

В интернате представлен широкий спектр творческих кружков по различным направлениям:

Кружок по бисероплетению и вышиванию;

Выездные культурно-массовые мероприятия – выступление с собственными театральными постановками и музыкальными концертами на различных площадках города Москвы.

Выездные экскурсионно-познавательные мероприятия – посещение различных музеев, парков, достопримечательностей города Москвы.

Также в интернате организуются тематические выставки, на которых проживающие демонстрируют результаты своего труда.

18.Профессиональная ориентация лиц с овз. Этапы профориентации.

Под профессиональной ориентацией понимают научно-обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, соответствующая современному привлечению их в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей, способностей. Организация проф. ориентации состоит из нескольких этапов: — профессиональной информации; — профессиональной консультации; — профессионального отбора; — профессиональной адаптации. Управление системой профессиональной пригодности принято рассматривать в трех аспектах: 1. Социально-экономический аспект (предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществить социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы). 2. Психолого-педагогический аспект (выявление и формирование интересов, склонностей и способностей учащихся). 3. Медико-биологический аспект (реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности. Основные методы профориентации. 1. Программно-целевой метод (определение цели, разработка программы ее достижения). 2. Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к различным работникам, прогноз кадровой политики на перспективу). 3. Метод моделирования (построения моделей управления профориентацией). 4. Организационно-распорядительный (подготовка документов, регламентирующих порядок функционирования системы профориентации). Вся профессиональная ориентация осуществляется: а) у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей производства; б) приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их реализации. Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы. Главное от чего зависит результат это то, насколько у человека сформирован индивидуальный стиль деятельности — фактор, показывающий насколько человек приспосабливается к деятельности. Индивидуальный стиль деятельности — это набор способов выполнения деятельности, их специфическое сочетание. Если человеку удалось сформировать индивидуальный стиль деятельности, то на результатах его деятельности свойства нервной системы отражаться не будут. (3, с.54)

Изучая различные виды деятельности, было обнаружено, что есть такие виды деятельности, когда свойства нервной системы выступают преградой на пути их выполнения, это привело к выводу о том, что можно разделить профессии на абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные.

Абсолютно профессионально пригодные (это профессии, где свойства нервной системы могут выступать препятствием в выполнение деятельности, например — операторы ЭВМ на больших системах, летчики, космонавты. Слабая нервная система препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Инертная нервная система — трудная задача быстрого реагирования, быстрого перехода от деятельности к другой.

Относительно профессионально пригодные – это профессии, где способны работать люди с различными свойствами нервной системы, при условии, если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Пример, в труде токарей-наладчиков с инертной нервной системой тип индивидуального стиля деятельности обнаруживается в том, что в спокойной ситуации они предусматривают все возможные причины аварии и заранее проводят необходимые профилактические действия для устранения этих причин, при подвижной нервной системе — второй стиль индивидуальной деятельности оказывается наиболее эффективным — токарь-наладчик устанавливает причины неполадки преимущественно в процессе самой работы и тут же ее устраняет.

По данным статистики, в современном мире количество людей работоспособного возраста, имеющих те или иные особенности здоровья, увеличивается на 2% в год. Поскольку количество инвалидов трудоспособного возраста растет, работодателям необходимо вместо политики избегания работников с ограничениями по здоровью вырабатывать новые нормы по отбору претендентов на вакансии. А специалистам-психологам следует готовиться к тому, что в любой момент перед ними могут быть поставлены задачи по профориентации данной категории лиц. В России насчитывается 10 млн людей с ограниченными возможностями.И лишь малая часть из них социально адаптирована и трудоустроена, так что проблема носит массовый характер.

При профориентации инвалидов детстварекомендуется педагогическая направленность реабилитационных мероприятий. Работа с данной группой начинается как можно раньше и осуществляется в процессе обучения. Важно работать не только с ребенком, но с семьей инвалида. Основным принципом профессиональной ориентации детей со второй и третьей группами инвалидности является трудотерапия в мастерских разного профиля, что способствует привитию практических навыков простых видов труда. Свою специфику имеет профориентация граждан при умственной отсталости [7]. Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой. Главным вопросом для инвалидов с детства является первичный выбор профессии.

Принципиально иная ситуация складывается у лиц с приобретенной инвалидностью. Они ранее получили профессиональное образование, овладели определенными навыками, но вследствие болезни не могут продолжать работать по имеющейся специальности. В данном случае речь идет о рациональном трудоустройстве(рекомендуемая работа должна быть адекватна возможностям больного человека, соответствовать его личным мотивам и профессиональной подготовке). Нередко обучение квалифицированным профессиям происходит непосредственно на производстве – в порядке переобучения работников [6]. При выборе новой профессии необходимо учитывать возможности, склонности и предыдущую деятельность, а также уделять внимание вопросам психологической поддержки, так как произошедшая травма и приобретенная инвалидность меняют привычный уклад жизни заболевшего, требуется комплексная реабилитация [3].

При оказании помощи инвалидам учитывается степень тяжести нарушений жизнедеятельности. Так, лица с первой группой инвалидности находятся в самом тяжелом состоянии по статусу физического здоровья, нарушений функций высшей нервной деятельности и, как следствие, с позиций социальной адаптации и трудовой реабилитации. В то же время лица с второй и третьей группами инвалидности имеют нарушения соответственно средней и слабой степени тяжести и вполне могут состояться в профессиональном плане. Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» по заказу Департамента труда и занятости населения города Москвы в 2011 г. разработаны современные Перечни рекомендованных профессий для граждан с разными типами ограничений жизнедеятельности (см. прил. ЭП-14-8). В данном списке присутствует довольно много профессий, предполагающих получение высшего профессионального образования, а не только начального и среднего профессионального образования, как было принято раньше.

При организации содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ (ЛОВЗ) необходимо учитывать, что протекание заболевания, как правило, отличается тем, что происходит определенная личностная деформация ЛОВЗ.

Подобная деформация создает дополнительные сложности при проведении профессионального консультирования, так как лицам с ограничениями по состоянию здоровья часто свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения.

В первую очередь можно говорить о следующих проблемах, влияющих на процесс профессионального консультирования ЛОВЗ:

Ÿне знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

Ÿне осознают свои слабые и сильные стороны;

Ÿне имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

Ÿне имеют информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее востребованных профессиях;

Ÿбоятся обнаружить истинную степень своей инвалидности;

Ÿсоциально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

Ÿне сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны.

Наличие этих особенностей должно быть учтено при проведении профконсультационной беседы. При необходимости беседа должна быть направлена на коррекцию неадекватных представлений ЛОВЗ и его родителей.

В процессе консультации должны быть обсуждены результаты проведенной диагностики и возможности обучения ЛОВЗ в учреждениях начального или среднего профессионального образования.

Обсуждая варианты профессионального выбора, консультант выясняет, насколько хорошо консультируемый ЛОВЗ представляет содержание профессиональной деятельности и условия ее реализации на конкретных трудовых местах. Если у консультируемого отсутствуют такие представления или они не соответствуют действительности, консультант сообщает необходимые сведения. Профессиональная консультация должна содействовать формированию жизненной перспективы у консультируемого лица. Для этого следует помочь консультируемому в формировании реальных планов, касающихся профессиональной сферы его жизни.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит